23.02.2023

От совести не скрыться!

Основными причинами ДТП по - прежнему являются нарушения ПДД пешеходами, превышение или неправильный выбор водителями скорости движения, управление транспортом в состоянии опьянения, без права управления, а также нарушение правил обгона и проезда пешеходных переходов.

Самыми тяжелыми последствиями характеризуются лобовые столкновения, на долю которых приходится основная часть погибших в автоавариях людей. Данные происшествия имели место из-за неправильной оценки водителями сложившейся дорожной обстановки или неправильных действий при возникновении опасной ситуации. В неблагоприятных погодных условиях и высокой интенсивности движения, особенно в предвыходные и выходные дни, любая ошибка, будь то нарушение правил обгона или неправильного выбора скорости движения, неминуемо приводила к беде.

        Как показывает практика прошлых лет, случаи оставления водителями мест ДТП и неоказание помощи пострадавшим, не единичны. И одним из основных направлений служебной деятельности Госавтоинспекции является раскрытие таких дорожно-транспортных происшествий и их профилактика.

        Анализ показывает, что количество и тяжесть последствий таких происшествий снижается, вместе с тем, за каждой единицей статистики стоят человеческие жизни и судьбы.

За 2022 год на автодорогах Минской области произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 6 человек погибли, 4 - получили травмы различной степени тяжести, водители с мест ДТП скрылись.

С начала текущего года уже зарегистрировано два таких ДТП.

Так, 3 февраля в Солигорске задержали водителя, который оставил место смертельного ДТП. Сотрудники милиции предприняли ряд мер для установления местонахождения водителя, и около 17.00 29-летний солигорчанин был задержан дома у друзей. Само ДТП случилось около 7:00 на ул. Заслонова. Водитель «BMW» на полной скорости сбил пешехода на нерегулируемом переходе. 42-летний местный житель погиб на месте ДТП. Позднее автомобиль был найден возле одной из школ города.

          Если, не касаясь вышеуказанного случая, то можно сказать, что ДТП с участием пешеходов зачастую происходят по их же собственной вине. Как правило, данного рода происшествия случаются в темное время суток на неосвещенных участках автодорог. Практика показывает, что водитель, находясь в состоянии аффекта после совершения дорожно-транспортного происшествия, убежден, что только он один виновен и наказание неминуемо. В большинстве случаев это убеждение ошибочно. Испугавшись, водитель забывает о человеке, которому необходима помощь и уезжает с места происшествия, надеясь на «авось», тем самым лишив себя возможности оправдать свои действия. В каждом конкретном случае сотрудники милиции проводят доскональное расследование происшествия и выводы в большинстве случаев говорят о том, что виновником происшествия является пешеход, а не водитель.

         Водители не в ответе за эти происшествия, но только при одном условии – если они остались на месте аварии, оказали помощь пострадавшему, вызвали «скорую» и ГАИ.

Если же поступили наоборот – уехали с места происшествия, то наряду со ст. 317 ч.2 УК Республики Беларусь (ДТП повлекшего смерть или причинения тяжких телесных повреждений влекущее наказание в виде исправительных работ на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 5-ти лет) может наступить уголовная ответственность в соответствии со ст.159 УК Республики Беларусь (оставление в опасности, влечёт за собой наказание в виде ареста на срок до 6-ти месяцев или лишение свободы на срок до трех лет).

         Еще один вид дорожно-транспортных происшествий, в которых водители зачастую оставляют место происшествия — это так называемые «неучетные» ДТП, т.е. без пострадавших, где причинен только материальный ущерб. 

         Данные аварии кардинально отличаются от происшествий с пострадавшими и, как правило, происходят в местах массового скопления транспортных средств на автостоянках рынков, торговых центров либо у жилых домов.

         Согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, водитель, оставивший место совершенного дорожно-транспортного происшествия, будет привлечен к административной ответственности по ст. 18.16 ч. 2, а за этим следует штраф в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами до двух лет.

         ГАИ Минской области напоминает, что в выходные дни совершается наибольшее количество аварий по сравнению с остальными днями недели. Особо тяжелыми последствиями характеризуются ДТП, связанные с нарушением правил обгона, а неблагоприятные погодные условия накладывают свой негативный отпечаток на дорожную обстановку.

         В целях профилактики происшествий, участники которых оставляют место ДТП, 24 февраля т.г. Госавтоинспекция проводит единый День безопасности дорожного движения под девизом: «От совести не скрыться!».

         Госавтоинспекция убедительно рекомендует водителям не совершать необдуманных маневров, не спешить, строго соблюдать Правила дорожного движения и помнить, что даже незначительная ошибка за рулем может привести к трагедии!

УГАИ УВД Миноблисполкома