
Возгорание автомобиля — это чрезвычайная ситуация, и у нее есть четкие, систематизированные причины.
Вот основные из них, от наиболее частых к более редким.
1. Электрические неисправности (самая распространенная причина — более 50% случаев)
Это главный "виновник" пожаров, особенно в современных автомобилях, насыщенных электроникой.
-
Короткое замыкание: Из-за вибрации, перетирания, старения или повреждения грызунами изоляция проводов разрушается. Оголенные провода замыкают на кузов, вызывая нагрев и возгорание.
-
Перегрузка цепи: Установка нештатного оборудования (мощные аудиосистемы, дополнительные фары, обогреватели) без замены штатной проводки и предохранителей. Провода нагреваются и воспламеняются.
-
Некачественный ремонт и установка: "Кустарные" подключения, неправильно подобранные предохранители, скрутки вместо клеммников.
-
Неисправность генератора: Выход из строя диодного моста или регулятора напряжения приводит к перезаряду аккумулятора, его закипанию и выделению гремучего газа, а также сильному нагреву проводки.
-
Дефекты аккумулятора: Короткое замыкание внутри АКБ, повреждение корпуса, неправильное подключение клемм.
2. Утечки горючих жидкостей
Бензин, дизельное топливо и моторное масло — легковоспламеняющиеся жидкости.
-
Износ и повреждение топливных шланов: Трещины, потеки, ослабление хомутов. Падающие на раскаленные детали (выпускной коллектор, катализатор) капли топлива легко воспламеняются.
-
Коррозия топливных магистралей и бака: Особенно актуально для старых автомобилей.
-
Негерметичность масляной системы: Утечки масла из-под прокладок (клапанной крышки, поддона) на горячий двигатель.
3. Перегрев и механические неисправности
-
Тормозная система: Закисание суппортов или неотпускание стояночного тормоза приводит к перегреву тормозных дисков и колодок до температур, достаточных для воспламенения самих тормозных колодок, пыли или шин.
-
Подшипники колес: При выходе из строя подшипник сильно нагревается, может заклинить и воспламенить смазку и nearby материалы.
-
Перегрев каталитического нейтрализатора: В случае неисправности системы зажигания (например, пропуски зажигания) несгоревшее топливо дожигается в катализаторе, раскаляя его до температур выше 1000°C. Если под автомобилем есть сухая трава или мусор, пожар неизбежен.
4. Внешние воздействия и ДТП
-
Дорожно-транспортные происшествия: Сильный удар может повредить топливный бак или топливные магистрали, а искра от трения металла или короткого замыкания воспламенит разлившееся топливо.
-
Умышленные поджоги.
-
Неосторожность с огнем: Курение в салоне, непотушенная сигарета, выброшенная из окна другого автомобиля.
-
Парковка над сухой травой: Раскаленные элементы выхлопной системы (глушитель, катализатор) легко поджигают сухую растительность.
5. Неисправности в системе подачи топлива (в основном на карбюраторных автомобилях)
-
"Обратная вспышка": Горение топливной смеси во впускном коллекторе из-за неправильной регулировки или неисправностей. Может привести к возгоранию под капотом.
Профилактика: как снизить риск возгорания
-
Регулярное техническое обслуживание: Своевременно проходите ТО, обращайте внимание на любые потеки жидкостей под автомобилем.
-
Внимание к проводке: Не устанавливайте мощное электрооборудование без обращения к профессионалам. Любые работы с электропроводкой доверяйте квалифицированным автоэлектрикам.
-
Чистота подкапотного пространства: Скопление масла, грязи и листьев в моторном отсеке — это отличный горючий материал для случайной искры.
-
Будьте бдительны к симптомам: Запах бензина или гари, тусклый свет фар, срабатывание предохранителей, проблемы с запуском — все это повод для немедленной диагностики.
-
Всегда имейте в автомобиле исправный огнетушитель (объемом не менее 2 кг для порошкового).
Что делать, если автомобиль загорелся:
-
Немедленно остановитесь, заглушите двигатель и поставьте автомобиль на ручной тормоз.
-
Обесточьте автомобиль, скинув клемму с аккумулятора (если это возможно безопасно).
-
Эвакуируйте всех пассажиров на безопасное расстояние.
-
Вызовите пожарных по номеру 112 (101)
-
Попытайтесь потушить огнетушителем на начальной стадии, но не рискуйте жизнью! Помните, что от момента появления дыма до полного охвата огнем может пройти всего 2-5 минут.

