16 мая 2017 года вступил в законную силу Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» от 24.10.2016 №439-З (далее - Закон). Это первый в Беларуси законодательный акт, регулирующий порядок исполнения всех видов исполнительных документов.
Согласно ст.34 Закона единый срок для предъявления к исполнению судебных постановлений или исполнительных документов, выданных на их основании, составляет 3 года.
Наиболее ожидаемой новацией является предусмотренное ст.41 Закона предоставление взыскателю права самостоятельно направлять исполнительный документ по месту получения должником зарплаты (иных доходов).
Принципиально новым положением является заявительный принцип исполнительного производства, т.е. исполнительное производство будет возбуждаться лишь по письменному заявлению взыскателя (исключение составляют направляемые судами исполнительные документы, связанные с имущественными взысканиями по уголовным и административным делам). Таким образом, взыскатель вправе самостоятельно решать, предъявлять ли исполнительный документ к исполнению и выбирать для этого время в пределах срока давности. Данный порядок повысит ответственность взыскателей, поскольку именно он будет контролировать исполнение исполнительного документа. Для возбуждения исполнительного производства необходимо заявление взыскателя и оригинал исполнительного документа.
Согласно ст.18 Закона при взаимодействии с судебным исполнителем стороны исполнительного производства обязаны: информировать его об исполнении исполнительного документа не позже дня, следующего за днем исполнения; информировать его об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения не позже трех дней со дня таких изменений; являться по вызову, предоставлять запрошенные объяснения, документы и материалы. Должник обязан предоставлять сведения об имуществе и деньгах, в свою очередь взыскатель при взыскании задолженности с субъекта хозяйствования до возбуждения исполнительного производства предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.
Становится шире компетенция судебного исполнителя. Так, в соответствии со ст.63 Закона он вправе:
- принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов;
- заменять сторону исполнительного производства правопреемником;
- выносить постановление о приводе, объявлении розыска должника;
- выносить постановление о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) подлежащего аресту транспортного средства должника;
- использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника.
Закон изменил подходы к оценке арестованного имущества, которые предполагают (ст.88 Закона): обязательную независимую оценку при реализации недвижимости, транспорта, имущества стоимостью более 50 базовых величин и т.д., оценку имущества по ликвидационной стоимости (менее рыночной стоимости примерно на 20-30%), что позволит реализовать имущество в ограниченные сроки, возможность независимой оценки, когда сторона не согласна со стоимостью арестованного имущества. В результате сократятся сроки реализации имущества и повысится возможность своевременного исполнения.
Изменись также подходы к реализации арестованного имущества: реализовать предмет залога можно будет не только с торгов, но и иными установленными способами; разрешается обращать взыскание на имущество должника, задействованное в его сельскохозяйственной деятельности; имущество допускается реализовывать с электронных торгов, преимущество которых заключается в минимизации расходов и рабочего времени судебного исполнителя, потенциальных покупателей и сторон.
Введена новая обеспечительная мера, которую также применяют суды – временное ограничение на посещение должником игорных заведений.
С должника после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.120 Закона, подлежит взысканию (удержанию) принудительный сбор. Размер принудительного сбора составляет: по имущественным взысканиям - десять процентов от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества; по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, - пять базовых величин, а с должника - юридического лица - десять базовых величин.
Нововведения позволят установить единые правила и подходы в работе судебных исполнителей и создать условия для безусловного исполнения исполнительных документов.
Помощник прокурора Пуховичского района юрист 3 класса Т.В. Литвиненко