С 01.02.2019 в нашей стране вступит в силу Положение о признании детей находящимися в социально опасном положении, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22.
Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
В связи с вышеизложенным хотелось бы обратить внимание на плюсы нового документа.
1. Ранее порядок признания и критерии социально опасного положения определялись Министерством образования Республики Беларусь. С 01.02.2019 работа в этом направлении будет определятся и контролироваться Советом Министров Республики Беларусь.
2. Критерии постановки стали чёткими и понятными.
Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).
Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребёнка и его образом жизни, вследствие чего ребёнок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 КоАП;
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.
Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):
в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 КоАП;
в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
3. В новом документе зафиксирована обязанность уведомлять родителей о дате и времени проведения заседания координационного совета, на котором будет слушаться вопрос о положении детей в их семье (в соответствии с п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 координация действий структурных подразделений соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации настоящего Декрета осуществляется координационными советами, созданными указанными органами.).
4. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
5. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении будет приниматься координационным советом, а не педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал будут рассматривается координационным советом.
Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:
о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
Стажёр на должности помощника прокурора Пуховичского района И.Н.Цыганков